станица Выселки,
Краснодарского края

Музыкально-оздоровительная работа

Дата публикации: 06.04.2021


Материал подготовила Ангелина Павловна Савинова,

музыкальный руководитель

Видеоматериал

Артикуляционные песенки  в поиске вводите запрос по возрасту детей, по звукам.

Артикуляционная гимнастика


      Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Поэтому педагоги  дошкольных учреждений комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные здоровье сберегающие технологии

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях, следующих технологий:

• валеологические песенки-распевки,

• дыхательная гимнастика,

• артикуляционная гимнастика,

• фонопедические упражнения,

• игровой массаж,

• пальчиковые игры,

• речевые игры,

• музыкотерапия.

Их можно и нужно использовать в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен — заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Дыхательная гимнастика — упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, петь песни — приходится вдыхать воздух чаще. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

— укрепление физиологического дыхания детей без речи;

— формирование правильного речевого дыхания: короткий вдох — длинный выдох;

— тренировка силы вдоха и выдоха;

— развитие продолжительного выдоха.

Задачи артикуляционной гимнастики:

— развивать певческие способности детей;

— формировать артикуляцию различных звуков;

— совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

— учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.

Фонопедические упражнения используются  для профилактики заболеваний горла и голосового аппарата. Петь хотят все дети, но часто они поют громко, с криком, нагружая свои хрупкие голосовые связки. У детей есть и фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного, и в пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Для детей младших групп подходит регистр от «ля» первой октавы до «ми» второй октавы, для старших — от «ля» малой октавы.

Основной целью игровых фонопедических упражнений является активизация фонационного выдоха, коррекция произношения звуков.

Игровой массаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему и взрослым и детям нравится массаж? «Погладь мне спинку!» — это произносит каждый ребенок. Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени и другим органам. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре Проводя массаж определенных частей тела используют разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или просто произносятся под музыку. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, подготавливают пальцы рук к рисованию, письму.

Речевые игры.

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Тексты должны быть простыми, легко запоминаемыми.

Музыкотерапия .

Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы. Интеллектуальной сфере соответствует фортепианная музыка. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Звучание скрипки, виолончели развивают в человеке чувство сострадания. Хорошо, если детей в группе утром будет встречать солнечная мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится травма — ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической музыки, наполненной звуками природы, шелестом листьев, голосами птиц, шумом морских волн, журчанием ручейка. Для подъема после сна желательно использовать тихую, нежную музыку. Она должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыка для встречи детей:

Бах И. «Шутка»

Рубинштейн А. «Мелодия»

Моцарт В. «Турецкое рондо»

Музыка для релаксации:

Бетховен Л. «Лунная соната»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Музыка для пробуждения после сна:

Григ Э. «Утро»

Сен-Санс К. «Аквариум»

Чайковский П. «Вальс цветов»

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта — важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыш


Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Версия для слабовидящих

Все фото и видео материалы с участием воспитанников и их родителей (законных представителей), размещены на сайте с письменного согласия родителей (законных представителей). © 2019 МБДОУ ДС № 12