станица Выселки,
Краснодарского края

В помощь родителям "Ласковое воспитание"

подготовила воспитатель Блешинец Олеся Владимировна

О положительном эмоциональном контакте, ласковом воспитании важ­но не забывать и родителям дошко­лят, и родителям детей постарше.

Казалось бы, что может быть про­ще, чем любить своего ребенка, час­тичку самого себя? Но в наше «про­двинутое» время многим родителям так сложно любить своих детей! Воз­можно, их самих не долюбили в дет­стве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.

Даже взрослым, по мнению извест­ных психологов (Э. Берна и др.), для нормального самочувствия, хороше­го настроения необходимо каждый день определенное количество объя­тий, поцелуев, добрых слов, «погла­живаний» (термин Э. Берна). Доказа­но, что если человек недополучает положенной ему дозы ласки, он ста­новится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого че­ловека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голоса), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональ­ный контакт, ребенок начинает «отвечать» ей и папе толчка­ми, постукиваниями, повышением или понижением актив­ности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меч п.те проб­лем, потому что родители их лучше понимают.

В первые месяцы после рождения именно важно мышеч­ные ощущения являются основным источником впечатлений, помогают малышу познавать собственное тело и окружаю­щий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Как правило, малыши в домах ребенка очень сильно отличаются от своих «домаш­них» сверстников: они пугливы, неуверенны и себе, мало­инициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление'. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняет­ся очень просто — рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, часто берет на руки, нежно прижимает, покачи­вает, успокаивает, хвалит. До 3 лет ребёнку необходимо по­стоянное присутствие мамы или другого близкого человека.

Еще совсем недавно было нормой, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходи­ла на работу, а младенца отдавала в ясли. Родителям сове­товали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости («плачет, кричит — полезно, легкие раз­виваются»), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен — выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и, как следствие, — алкоголизм, агрессивность и т. д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при созда­нии собственной семьи, так как их не научили в детстве де­литься любовью, вниманием.

В настоящее время ученые доказали необходимость лас­кового воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внима­ния. По мере роста маленького человечка родителям необ­ходимо следить, чтобы эмоциональный «резервуар» ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит ласковое воспитание

КОНТАКТ ГЛАЗ — любящий взгляд родителей, готов­ность отреагировать на плач, смех, любое движение малы­ша. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ — это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индиви­дуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждает­ся в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, по­щипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический кон­такт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — позволяет почувство­вать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо об­щее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (теле­визор, телефон, домашние дела и т. д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональ­ном контакте, родители могут добиваться дисциплины, са­мостоятельности. Хорошего воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и прини­мают таким, какой он есть, не стараясь унизить, сломать.

Чаще устраивайте домашние праздники, большие (день рождения, Новый год, 8 Марта) и маленькие (день солныш­ка, летний бал, воскресный обед и т. д.).

Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ре­бенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли ласковое воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляю­щих— контакт глаз, физический контакт или присталь­ное внимание — стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, по­целовать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его люби­те, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в так называемые эмоциональные игры.

Поиск мягких игрушек (с 2 лет)

Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме, и уло­жите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он дол­жен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом — будет еще веселее.

Дотронься до... (с 4 лет)

В игре принимают участие несколько человек, естествен­но, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: «Дотронь­ся до... синего!». Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и до­тронуться до него. Можно искать различные цвета, элемен­ты одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т. д.). Важ­но, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

ЛЕЧЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ

Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребе­нок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно извест­но, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую осо­бенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама своими словами может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение: «Веч­но ты копаешься», «Катя у нас жадина», «Не подходи к со­баке — укусит», «Ой, какая ты бледненькая», «Давай я сама, все равно не сможешь», «Я так и знала, опять двойка» — это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию ребенка. А ведь можно использо­вать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуй­те дать ему установку на хорошее поведение: «Какой ты мо­лодец!», «Ты здоровый и сильный», «У тебя все получится», «Я в тебя верю» и т. д.

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый.            Можно заранее подготовить предложения-установки: «Завтра ты бу­дешь спокойным, хорошо покушаешь», «Ты быстро выздоро­веешь, завтра температура снизится, станет легче дышать», «Ты станешь меньше плакать и капризничать». Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благо­творные изменения. Для получения результата необходимо проводить «сеансы любви» регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны го­ворить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоцио­нально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и за­боты?

 


Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Версия для слабовидящих

Все фото и видео материалы с участием воспитанников и их родителей (законных представителей), размещены на сайте с письменного согласия родителей (законных представителей). © 2019 МБДОУ ДС № 12