подготовила воспитатель Блешинец Олеся Владимировна
О положительном эмоциональном контакте, ласковом воспитании важно не забывать и родителям дошколят, и родителям детей постарше.
Казалось бы, что может быть проще, чем любить своего ребенка, частичку самого себя? Но в наше «продвинутое» время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.
Даже взрослым, по мнению известных психологов (Э. Берна и др.), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо каждый день определенное количество объятий, поцелуев, добрых слов, «поглаживаний» (термин Э. Берна). Доказано, что если человек недополучает положенной ему дозы ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!
Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голоса), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт, ребенок начинает «отвечать» ей и папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меч п.те проблем, потому что родители их лучше понимают.
В первые месяцы после рождения именно важно мышечные ощущения являются основным источником впечатлений, помогают малышу познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Как правило, малыши в домах ребенка очень сильно отличаются от своих «домашних» сверстников: они пугливы, неуверенны и себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление'. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняется очень просто — рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3 лет ребёнку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.
Еще совсем недавно было нормой, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавала в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости («плачет, кричит — полезно, легкие развиваются»), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен — выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и, как следствие, — алкоголизм, агрессивность и т. д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, так как их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.
В настоящее время ученые доказали необходимость ласкового воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы эмоциональный «резервуар» ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.
Из чего состоит ласковое воспитание
КОНТАКТ ГЛАЗ — любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение малыша. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ — это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т. д.).
Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. Хорошего воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, сломать.
Чаще устраивайте домашние праздники, большие (день рождения, Новый год, 8 Марта) и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед и т. д.).
Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли ласковое воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих— контакт глаз, физический контакт или пристальное внимание — стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в так называемые эмоциональные игры.
Поиск мягких игрушек (с 2 лет)
Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме, и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом — будет еще веселее.
Дотронься до... (с 4 лет)
В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: «Дотронься до... синего!». Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т. д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.
ЛЕЧЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ
Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама своими словами может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение: «Вечно ты копаешься», «Катя у нас жадина», «Не подходи к собаке — укусит», «Ой, какая ты бледненькая», «Давай я сама, все равно не сможешь», «Я так и знала, опять двойка» — это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию ребенка. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: «Какой ты молодец!», «Ты здоровый и сильный», «У тебя все получится», «Я в тебя верю» и т. д.
Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: «Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь», «Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать», «Ты станешь меньше плакать и капризничать». Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить «сеансы любви» регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?