воспитатель Михайлюкова О.Н.
Эффективность работы логопеда зависит от организованности взаимодействия с воспитателями группы, в работе которого выделяются коррекционно-воспитательное общеобразовательное направления. Воспитатели совместно с логопедом участвуют в исправлении у детей речевого нарушения, процессов, тесно связанных с коррекцией речи и, кроме того, проводит общеобразовательные мероприятия, предусмотренныепрограммой обычного детского сада. Воспитатели, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, должны не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия в целях исправления некоторых дефектов речи.
Логопедическую группу, в которой мы работаем (воспитатели — Михайлюкова Ольга Николаевна, Дьяконова Светлана Анатольевна и учитель-логопед Левченко Виктория Викторовна) посещают дети с разными диагнозами. Однако у большинства детей нарушение темпо—ритмической организации речи сопровождается отклонениями и в других компонентах языковой системы, а именно: дети испытывают лексические затруднения, допускают типичные в таких случаях грамматические и фонетические ошибки, что закономерно отражается на качестве связной речи. Основные задачи в нашей работе: всесторонняя коррекция общего речевого недоразвития, совершенствование неречевых психических процессов, подготовка детей к школьному обучению.
Лексическая тема, которую в нашем детском саду отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их, то есть и логопед, и воспитатели в течение недели работают по одной лексической теме. С этой целью в начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план и согласовывает его с воспитателями и старшим воспитателем ДОУ. Лексические темы подбираются и компонуются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» естественно объединяются темой «Осень», а темы «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» — темой «Зима». Либо они сочетаются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся и закреплялся в работе над следующей темой. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а при изучении темы «Одежда» закрепляются знания детей по теме «Мебель».
К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет конкретные коррекционные цели и приемы их достижения. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми речевые навыки, закрепляются воспитателями не только во время занятий, но и в процессе всех режимных моментов. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и других местах, где у него имеются все возможности для живого общения с детьми, а значит, и для формирования и активизации речевых навыков. Кроме того, воспитатель работает с детьми в течение всего дня, имея при этом возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь.
Логопедические занятия (коррекционные часы) проводятся в первой половине дня.