Воспитатель Клещукова И.М.
Материалы: иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», фигурки из настольного театра, аудиозапись «В мире много сказок».
Бабушка — Загадушка встречает детей.
Б а б у ш к а — З а г а д у ш к а. Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Добро пожаловать ко мне на посиделки — посидим, сказки послушаем да медку покушаем, загадки отгадаем да дружно поиграем! (Отгадки — иллюстрации или книги сказок — выставляет на мольберт.)
(Дети отгадывают название сказки.)
Б а б у ш к а — З а г а д у ш к а. Вот и первая загадка: в одной сказке жили-были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Кто там был еще? Как называется сказка? (Мышка. «Репка».) Кто кому помогал в этой сказке? Можно ли назвать героев сказки дружными? Почему?
В другой сказке были старик со старухой, заяц, лиса, волк, медведь и еще кто-то — веселый, румяный, аппетитный. Кто это? Как называется сказка? («Колобок».) Как вы думаете, старик со старухой любили Колобка? А Колобок любил их? Почему?
В третьей сказке было много зверюшек: мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок и медведь косолапый. А еще в сказке было что-то — что медведь развалил. Что же это? Как называется сказка? («Теремок».) Кого в этой сказке можно назвать добрым? Почему? А какой медведь в сказке?
Хотите поиграть?
(Проводится хороводная игра «У медведя во бору». «Медведь» спит на одной стороне площадки — «в бору». Дети идут в бор> как будто собирают грибы и ягоды, пропевают или речитативом проговаривают слова. «Медведь» ловит детей, которые от него убегают. Кого поймает, уводит в «бор».)
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
А потом — как зарычит
И за нами побежит!
Б а б у ш к а — З а г а д у ш к а. А теперь отгадайте, кто пел в сказках эти песенки? (Героев сказок — фигурки из настольного театра — выставляет на стол. Побуждает детей подпевать песенки, пропевать слова, передавать характер, тембр и интонации.)
— По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел.
И от тебя, лиса, не хитро уйти.
(Колобок.)
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошка.
(Лиса из сказки «Кот, лиса и петух».)
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
(Медведь из сказки «Маша и медведь».)
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Маша из сказки «Маша и медведь».)
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи:
Пошла, лиса, с печи!
(Петух из сказки «3аюшкина избушка».)
— Ау, ау, Снегурушка,
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка;
Ее подружки в лес заманили,
Заманивши — покинули.
(Снегурушка из сказки «Снегурушка и лиса».)
— Козлятушки, дитятушки!
Отопритеся, отворитеся.
Это я, коза, в лесу была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку ,
Из копытечка во сыру землю!
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят».)
Б а б у ш к а — З а г а д у ш к а. Назовите героев сказки, которые разго-варивают между собой.
— Отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет ... Ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу. (Маша и медведь из сказки «Маша и медведь».)
Здравствуй, кумушка, хлеб да соль ...
Я ем свой, а ты подальше стой.
Дай мне рыбки.
Налови сам да ешь.
Да я же не умею.
Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти
хвост в прорубь, сиди да приговаривай ...
(Волк и лиса из сказки «Лиса и волк».)
— Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубя-
ная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
(Петух и заяц из сказки «3аюшкина избушка».)
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся ...
(Девочка и яблонька из сказки «Гуси-лебеди».)
Всех героев отгадали. А голоса друг друга отгадать сможем?
(Проводится игра «Угадай, чей голосок». По считалке выбирается ведущий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:
Собрались мы все в кружок,
Ты послушай нас, дружок,
Угадай — чей голосок?
По указанию педагога один из детей говорит:
Это я. Узнай меня!
Водящий должен узнать, чей это был голос, назвать ребенка по имени.
В конце игры отмечаются дети, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.)
Б а б у ш к а — 3 а г а д у ш к а. В каких сказках есть печка? (Предлагает рассмотреть иллюстрации к русским народным сказкам «Жuxарка», «Гуси-лебеди», «3аюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок».) Избы раньше были деревянные. А в каждой избе обязательно была печка. Без нее было просто не обойтись. Кто знает, для чего нужна печка? (Печку топили дровами, чтобы в избе было тепло; в печи готовили обед; на печи отдыхали, спали, грелись.)
Интересно, в нашей печи есть ли угощение? (Вместе с детьми открывает заслонку и достает пироги, угощает ими детей.)
Используемая литература И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчества».