КОНСПЕКТ НОД «Прогулка в зимний лес» по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили учителя-логопеды
МБДОУ ДС КВ № 12 Драганчук В.А., Марухно Е.Н.
Цель:
Закрепление и расширение кругозора детей о зиме.
Задачи:
Закрепление знаний о зимних явлениях в природе, зимних забавах,зимующих птицах, диких животных и их детенышах.
Активизация и расширения словарного запаса по теме.
Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением.
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, выразительности речи.
Ход занятия.
Логопед 1.
Чтение стихотворения. (Слайд №2)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце
Снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ребята, о каком времени года рассказывает это стихотворение?
Ответ детей.
Дети рассказывают стихи о зиме.
1.Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце
А теперь поранастала-
В поле вьюга загуляла.
2.Снежинки, словно звездочки летят,
И льдинки серебристые звенят.
Идет, спешит волшебница зима.
Покрыты белым инеем дома,
И снегом все засыпаны поля.
3.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы
И зима настала.
4.На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
5.Белые снежинки, легкие пушинки,
Словно искорки горят на ладонях у ребят.
И мгновенно тают, но не улетают.
6.Летают снежинки,
Почти невидимки.
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку
Пушистую льдинку
Поймал, наконец-то, рукой.
7.Белые хлопья летят и летят,
Это зима оставляет свой след.
Можно увидеть сказку зимы
И новогодние сны.
8.Снегопад, снегопад
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга, и речные берега,
И тропинки горные, и поля просторные.
Все кругом белым — бело,
Все дороги замело.
9.Снег, снег белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
10.Тихо падает снежок
То зима пришла, дружок.
Мы играем, веселимся
И мороза не боимся.
11. Вот зима, кругом бело:
Много снега намело,
Утром Ваня санки взял, по дорожке побежал.
А в саду у нас гора
Все катаются с утра.
Крикнул Ваня: «Берегись!»
Покатился с горки вниз.
Логопед 2: Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем.
Давайте мы с вами отправимся в зимний лес. (Слайд №3)
Упражнение «Прогулка».
Мы шагаем, мы шагаем,Ходьба с движениями рук вверх, в стороны,
Кверху руки поднимаем,вниз.
В стороны их разведем,
Вниз опустим и пойдем.
Мы шагаем по сугробамХодьба с выпадами.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,Ходьба с высоким подниманием колена
Проложи себе дорогу.
Логопед 1. (Слайд №4)
Вот мы и пришли в зимний лес. Ребята, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Давайте мы с вами вспомним и назовем приметы зимы.
Дети называют приметы зимы.
-Солнце светит, но не греет(Слайд №5)
-небо серое, голубое, пасмурное (Слайд №6)
-деревья стоят голые (Слайд №7), деревья покрыты снегом (Слайд №8)
— зимующие птицы (Слайд №9)
-животные (медведь, еж спят, белка, заяц, лиса поменяли шкуркиСлайд №10
-люди надели зимнюю одежду (Слайд №11)
-дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговика. (Слайд №12)
Логопед 2 . Давайте мы с вами слепим снеговика.(Слайд №13)
Массаж биологически активных зон «Снеговик».
Раз — рука, два — рука.
(Вытянуть вперед одну руку, потом — другую.)
Лепим мы снеговика.
(Имитировать лепку снежков.)
Три-четыре, три-четыре,
(Погладить ладонями шею.)
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
(Кулачками растереть крылья носа.)
Шесть — наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.
Логопед 1: А таперь давайте слепим снежок.
Игровое упражнение «Снежок»
Раз, два, три, четыре,(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.(«лепят»,меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.(показывают круг, сжимают ладони)
И совсем, совсем не сладкий.(грозят пальчиком)
Раз подбросим, два —поймаем, («подбрасывают» , «ловят»снежок)
Три — уроним и сломаем.(опускают руки, топают)
Логопед 2. Вот как хорошо зимой в лесу.
А каких птиц мы можем увидеть в зимнем лесу? (Ответы детей)
Посмотрите, какая это птица?
— Красногрудый, северный гость (снегирь). (Слайд №14).
— Смотрите, это маленькая птичка с желтой грудкой (синичка). (Слайд №15.)
— А вот заметная птичка, на голове ярко красная шапочка (дятел). Слайд №16.
— А это шустрая, маленькая птичка….(воробей) (Слайд №17.)
— Эта птица любит семена шишек (клест)(Слайд №18.)
-Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная (сова) (Слайд №19.)
Логопед 1. Зимой трудно отыскать пищу птицам. Как мы с вами можем им помочь?
(Ответы детей).
Правильно сделать для птиц кормушки. (Слайд №20.)
Давайте мы с вами сделаем кормушку для птиц.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,(На каждое название птицы загибают по
Шесть щеглов и голубей,одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.(Опять сжимают и разжимают кулачки)
Дети рассказывают стихи о птицах.
1.Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели.
А мороз красный нос
Им рябинки принес.
2.Снегирии свиристели
В старый парк к нам прилетели.
На рябинку дружно сели,
Поклевали и запели.
3. И на сосны и на ели
Тоже гости прилетели.
Ищут шишки с семенами
Дятлы бойкие с клестами.
Солнце светит, снег искрится
Стайка птичья веселится.
4.Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоббез песен не пришлось
Нам встречать весну!
Логопед 2: А это какая птичка? (Слайд №21)
Сейчас мы с вами поиграем, как синички.
Динамическая пауза «Синичка».
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.(прыжки на месте на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.(кружатся)
Вот присела на минутку,(приседают)
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,(прыжки на двух ногах)
Тири — тири, тень — тень —тень.
Логопед 1. Здесь в лесочке погуляем,
И зверушек повидаем.
Отгадайте-ка ребятки,
Про лесных зверей загадки.
·Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орехи грызет.(Слайд № 22)
Где живет белка?
Назовите детенышей белки. (Слайд №23)
·Кто зимой холодной бродит злой, голодный?(Слайд № 24)
Назовите жилище волка.
Детеныш у волка…. (Слайд №25)
·На спине иголки острые и колкие.
А свернется он в клубок, нет ни головы, ни ног.(Слайд № 26)
Еж живет в…
Детеныш у ежа…. (Слайд №27)
·Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пышный хвост — краса.Кто это?(Слайд №28)
А где живет лиса?
Детеныш лисы….. (Слайд №29)
·Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой(Слайд №30)
Детеныш медведицы… (Слайд №31)
Где зимуют медведи?
·Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой — летом.(Слайд №32)
Детеныш зайца…. (Слайд №33)
Логопед 2: Дети,расскажите стихи о диких животных. (Слайд №34)
1.Далеко еще зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
2.День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит волк молчком,
Уши серые-торчком.
3.Серый ежик весь в иголках,
Словно он не зверь, а елка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ежик добрый, а не злой.
4.Знает лисонька — лиса
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
5. Без нужды и без тревоги
Спит медведь в своей берлоге.
Спит всю зиму, до весны.
И, конечно, видит сны.
6.Прыгает по веточкам
Невеличка— белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
7.В лес примчался первый снег.
Попросился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шубку.
Без иголки, без портного
Шубка новая готова!
Логопед 1: А зайчик норы не делает, сидит под кустом, а ночью добывает себе пищу. (Слайд №35)
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игровой массаж тела «Зайка»
Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал.(прыжки )
Прыг — скок, прыг — скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бъет:(дети шлепают ладошками по коленям)
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода —красота!
А в лесу такой мороз!(дети хлопают ладошками по плечам)
Зайка наш совсем замерз.
Лапками хлоп-хлоп!(хлопают в ладоши)
Ножками — топ-топ!(топают)
Носик — трет — трет — трет,(поглаживают крылья носа)
Ушки мнет-мнет-мнет.(пощипывают ушки)
Прыгай выше, зайка,
Зайка — попрыгайка.(легкие прыжки).
Логопед 1. А теперь, ребята, давайте соберем картинки.
Игра «Собери картинку».
(дети собирают разрезные картинки и называют, что на них изображено, составляют предложение по картинке).
Логопед 2.
А сейчас надо помочь диким животным, найти своих детенышей.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
(дети проводят дорожки от животных к их детенышам и раскрашивают картинки)
Логопед 1.
Нам пора возвращаться из зимнего леса в детский сад. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу. (Слайд №36)
Логопед 2: Ребята, вам понравилась наша прогулка?А на память мы вам подарим снеговичков.